АДМИНИСТРАЦИЯ ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛИНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Мой выбор»

по пропаганде здорового образа жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

станица Калининская

 

Пояснительная записка

В последние годы в нашей стране сложилась тревожная ситуация со злоупотреблением никотина, алкоголя, наркотиков, сквернословия, особенно в молодежной среде.

 Ученик средней школы подвержен различным негативным влияниям не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, обществу нужны коренные перемены в области профилактической работы. В школе профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.
Умение самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая собственной ответственности на других, в современной российской жизни необходимо каждому. Умение делать выбор – большое искусство, которому учатся годами. Очень часто выбор делается без участия человека, за него и совсем не в его интересах. Или по-другому: выбирают одни, а отвечают за это другие.
Программа может и должна помочь обучающимся как можно раньше увидеть проблему выбора, научиться выбирать свой путь, научиться отвечать за свою жизнь, свои поступки. Требования к современной школе значительно возросли. От нее требуется не только дать учащимся некоторый объём знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения.
Одна из ключевых идей программы «Мой выбор» в том, что нет правильного или неправильного выбора. Есть выбор каждого конкретного человека, и есть его ответственность за каждый сделанный выбор. Задача педагогического коллектива лишь подсказать возможные альтернативы, возможные последствия, но выбирает ученик.

Наша школа – это школа личностно-ориентированного диалога, подразумевает не только диалог между учеником и учителем, но и диалог между учениками. Программа по пропаганде здорового образа жизни «Мой выбор» включает в себя целенаправленное обучение школьников противостоять внешним отрицательным факторам, уметь формулировать и высказывать собственную позицию, аргументировано защищать ее и оспаривать позицию оппонента, работать в группе, согласовывать позиции, искать и находить компромисс. Всегда говорить – «Нет – наркотикам!», «Нет – алкоголю!», «Нет – табакокурению!»..
 Статистика свидетельствует, что в России средний возраст начала употребления алкоголя снизился до 12 лет.

Вдумайтесь в страшные цифры:

– 90% умственно отсталых детей – дети алкоголиков и пьющих родителей;
– в пьющих семьях 40% детей – недоразвитые и больные;
– в пьющих семьях мертворожденные дети появляются в два раза чаще, а детская смертность в три раза выше, чем в непьющих семьях:
– одна рюмка водки снижает работоспособность на 20–30%;
– в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.

По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности от разных причин у лиц, даже умеренно потребляющих алкоголь, в 3–4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55–57 лет.
Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внимания, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев.
Педагоги российских школ обеспокоены ситуацией, связанной с увеличением неблагополучных и неполных семей. Иногда причиной неблагополучия в семье, разрыва семейных отношений становится алкоголь. Социальный паспорт школы показал, что из 130 обучающихся – 92 ребенка из 56 малообеспеченных семей, 32 ребенка из неполной семьи, 19 учащихся – из многодетных семей, 1 ребенок - инвалид, 3 школьника состоят на внутришкольном учете, 1 ученик на учете в КДН.

Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение и употребление алкоголя, наркотиков в среде молодёжи всё более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от алкоголя, курения, наркотика, но научить их сознательно отказываться от этого можно и нужно. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становиться особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.

Необходим комплексный подход по отношению к детям, в целях предупреждения никотиновой, наркотической, алкогольной зависимости, искоренения сквернословия. Только совместная работа классных руководителей, социальных педагогов, психологов, медицинских работников, родителей может дать реальные результаты.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.

Цели программы:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования  у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей  в  достижении успеха.
Развивать первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать правильный обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение.

Задачи программы:

1. Выработка активной жизненной позиции.
2. Организация творческого и здорового досуга школьников.
3. Работа над развитием этических норм поведения детей.
4. Формирования психологического климата в социальном окружении ребенка.
5. Оказание помощи детям «группы риска».

6. Проведение активной работы с родителями.
 7.Развитие навыков поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни ведущих к здоровью и препятствующих употреблению ПАВ.

 

Программа разработана в соответствии с:

1.Конвенцией ООН о Правах Ребенка;

2.Конституцией Российской Федерации;

3. Законом Российской Федерации «Об образовании».

Профилактическая программа охватывает:  

1.Учащиеся 1 – 11 классов;

2.Классные руководители;

3.Учителя – предметники (ОБЖ, биология, физкультура,  и др.);

4.Родители.

 

Направления работы по программе:
 

1.Общегигиеническая работа.

- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;

-   обеспечение здоровьесберегающего режима  работы школы; использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;

-   организация рациональной системы питания учащихся;

-   обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;

- разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся.

2. Физкультурно-оздоровительная работа.

- организация работы спортивных  кружков и секций школы;

-  физкультминутки, зарядка для глаз;

- проведение дней здоровья;

- проведение спортивно-массовых мероприятий. 

3. Культурно-просветительская, профилактическая работа.

- организация родительского всеобуча;

-  занятия, лектории, викторины, совместные мероприятия для учащихся по здоровому образу жизни;

-  разработка тематики классных часов по пропаганде здорового образа жизни.

4. Инструктивно-методическая работа.

- организация совещаний, методических объединений для педагогов школы;

- проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.

 

Мероприятия в рамках программы:
- проведение профилактических бесед;
- просмотр фильмов по теме с последующим обсуждением;
- проведение семинаров для классных руководителей;
- проведение тематических родительских собраний;
- проведение дней здоровья.

Акции в рамках программы:
- День борьбы со СПИДом;
- День отказа от курения;

- День правовой помощи;

- День здоровья «Мы – против наркотиков!», «На зарядку становись!», «Мы выбираем спорт и здоровье».

Методы работы в рамках программы по профилактике вредных привычек

Словесные методы

Практические методы

Наглядные методы

Лекции

Тестирование

Просмотр кинофильмов

Беседы

Социальный опрос

Встречи с интересными людьми

Семейное консультирование

Педагогические консилиумы

Конкурсы рисунков, выпуск стенгазет (по данной теме)

 

Семинары-практикумы

Участие в акциях

 

Дни здоровья

 

 Организация деятельности по пропаганде здорового образа жизни.

Дата проведения

Участники

Содержание работы

Ответственный

Оформление стендов, бюллетеней

Октябрь

Ноябрь

Декабрь
Ноябрь
Январь
Апрель

В течение года

1 – 11 кл.

1. «Как справляться с трудностями?»
2. «Искусство общения»
3. «Я выбираю здоровый образ жизни»
4. «Сквернословию – НЕТ!»
5. «Жизнь без СПИДа»
6. «Спортивная жизнь школы»
7. Выставка книг по антиникотиновой пропаганде, по культуре речи
8. Фотовыставки
9. Выставки рисунков по теме

Классные руководители


Учитель физкультуры
Библиотекарь
Учитель ОБЖ

Учитель рисования
 

Лекционно-практические занятия

Октябрь

9 – 11 кл.

5 – 9 кл.
5 – 7 кл.

2 – 4  кл.

9 – 11 кл.

1. «Женщины, девушки и ВИЧ/СПИД»
2. «О грезе сквернословия»
3. Детская преступность в селе и районе»
4. «Полезные привычки»
5. «Правовая сторона последствий употребления психотропных веществ»

 

Классные руководители,

Учителя начальных классов

Ноябрь

9 – 11 кл.

Анализ проблемы наркомании на региональном уровне

Зам.директора по ВР

1 ноября – 2 декабря

7 – 11- кл.

Месячник «Жизнь без СПИДа» (участие во всемирной кампании против СПИДа)

Зам.директора по ВР,
учитель биологии,
 классные руководители.

18 ноября

5 –11 кл.

Общешкольная акция «Брось сигарету!» к Международному дню отказа от курения

Выступления по классам

Октябрь

1 – 11 кл.

Акция «Школьники за здоровый образ жизни»

Замдиректора по ВР,

 классные руководители

Анкетирование, диагностирование, индивидуальная работа

Октябрь

1 – 11 кл.

Диагностика обучающихся (изучение проблемы в эмоциональной сфере, склонностей к вредным привычкам, выявление среди обучающихся «группы риска»)

Классные руководители

Январь

1 – 4 кл.

Профилактическое занятие по программе «Полезные привычки»

Учителя начальных классов

Декабрь

9 – 11 кл.

Анкетирование «Я против того, чтобы мои друзья принимали наркотики»

Зам.директора по ВР,

Классные руководители

В течение года

1 – 11 кл.

Индивидуальное, групповое, семейное консультирование (дети, родители, педагоги)

Администрация школы

Совещания, психолого-педагогические консилиумы

Октябрь

 

Совещание при зам.директоре по ВР:

1. Занятость обучающихся школы внеурочной деятельностью и кружковой работой.
2. Организация работы кружков, секций

Замдиректора по ВР

Декабрь

 

Совещание при директоре  по результатам адаптации первоклассников, пятиклассников и десятиклассников

Зам.директора по УВР

Февраль

 

МО классных руководителей  по работе с «трудными» подростками

Зам.директора по ВР

Экскурсии, спортивная работа

Сентябрь, апрель

1 – 11 кл.

День здоровья и спорта

Учитель физкультуры, учитель ОБЖ

В течение года

5 – 11 кл.

Участие в школьных, районных спартакиадах по разным видам спорта
День туриста (экскурсии по заданным маршрутам)

Учитель физкультуры

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Учитель физкультуры

Родительские собрания

Октябрь

 

«Проблемы детей – наши общие проблемы, нам их решать совместно»

Директор школы

Декабрь

 

«Предупредить – значит спасти»

Зам.директора по ВР

Март

 

«Детский суицид»

Классные руководители

Каждую четверть

 

Заседания «Совета профилактики»

Замдиректора по ВР, психолог, соц. педагог

Апрель

1–11 кл.

Профилактика вредных привычек у ребенка

Классные руководители

Другие формы работы

В течение года

 

Просмотр видеофильмов по профилактике вредных привычек: «Дымок сигареты», «У последней черты», «На острие иглы» и т.д.

Классные руководители

В течение года

 

Рейды в неблагополучные семьи и семьи «трудных подростков

Кл. руководители, инспектор КДН, администрации сп

В течение года

5–7-е кл.,
8–11-е кл.

Игра «Спорные утверждения»
Игра «Степень риска»

Классные руководители

Примерная тематика классных часов и бесед по пропаганде здорового образа жизни

В течение года

1 – 2 класс

Чистые руки – чистое тело смело берись за любое дело

Классный руководитель

Режим дня

Подвижные игры во время перемен

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься

Укусы насекомых

В течение года

3 – 4 класс

Что, значит, быть здоровым человеком

Классный руководитель

Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен

Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.

Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха

Питание – основа жизни

В течение года

5 класс

Шалости и травмы

Классный руководитель

Режим дня школьника

Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен.

Сам себе я помогу и здоровье сберегу

Как защититься от простуды и гриппа

В течение года

6 класс

О вреде табачного дыма

Классный руководитель

Правильное питание – залог здоровья

Безопасность поведения в школе

Вредные привычки

Поведение в экстремальной ситуации

В течение года

7 класс

Предупреждение заболеваний

Классный руководитель

Гигиена тела

Личная безопасность поведение в экстремальной ситуации

Здоровый образ жизни

Как сохранить здоровье

В течение года

8 – 9 класс

Как не стать наркоманом

Классный руководитель

Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях

Инфекционные заболевания и иммунитет подростка

Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь

Бытовой и уличный травматизм

В течение года

10 – 11 класс

Выход есть: живи без вредных привычек

Классный руководитель

Гигиена тела – основа здорового образа жизни

Поведение в экстремальных ситуациях

Нравственное здоровье

Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека

 

Планируемые результаты

1. Готовность ведения здорового образа жизни.
2. Занятость детей во внеурочное время (кружки, секции и т. д.).
3. Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья школьников.
4. Наличие навыков противодействия наркомании, решение жизненных проблем, поиск, восприятие и оказание социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях себе и другим, принятие ответственности за собственное поведение, эффективность открытого общения.

5.Создание методической копилки по проблеме ЗОЖ.