|
АДМИНИСТРАЦИЯ ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа «Мой выбор»
по пропаганде здорового образа жизни
станица Калининская
Пояснительная записка
В последние годы в нашей стране сложилась тревожная ситуация со злоупотреблением никотина, алкоголя, наркотиков, сквернословия, особенно в молодежной среде.
Ученик средней школы подвержен различным негативным влияниям не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, обществу нужны коренные перемены в области профилактической работы. В школе профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.
Умение самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая собственной ответственности на других, в современной российской жизни необходимо каждому. Умение делать выбор – большое искусство, которому учатся годами. Очень часто выбор делается без участия человека, за него и совсем не в его интересах. Или по-другому: выбирают одни, а отвечают за это другие.
Программа может и должна помочь обучающимся как можно раньше увидеть проблему выбора, научиться выбирать свой путь, научиться отвечать за свою жизнь, свои поступки. Требования к современной школе значительно возросли. От нее требуется не только дать учащимся некоторый объём знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения.
Одна из ключевых идей программы «Мой выбор» в том, что нет правильного или неправильного выбора. Есть выбор каждого конкретного человека, и есть его ответственность за каждый сделанный выбор. Задача педагогического коллектива лишь подсказать возможные альтернативы, возможные последствия, но выбирает ученик.
Наша школа – это школа личностно-ориентированного диалога, подразумевает не только диалог между учеником и учителем, но и диалог между учениками. Программа по пропаганде здорового образа жизни «Мой выбор» включает в себя целенаправленное обучение школьников противостоять внешним отрицательным факторам, уметь формулировать и высказывать собственную позицию, аргументировано защищать ее и оспаривать позицию оппонента, работать в группе, согласовывать позиции, искать и находить компромисс. Всегда говорить – «Нет – наркотикам!», «Нет – алкоголю!», «Нет – табакокурению!»..
Статистика свидетельствует, что в России средний возраст начала употребления алкоголя снизился до 12 лет.
Вдумайтесь в страшные цифры:
– 90% умственно отсталых детей – дети алкоголиков и пьющих родителей;
– в пьющих семьях 40% детей – недоразвитые и больные;
– в пьющих семьях мертворожденные дети появляются в два раза чаще, а детская смертность в три раза выше, чем в непьющих семьях:
– одна рюмка водки снижает работоспособность на 20–30%;
– в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.
По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности от разных причин у лиц, даже умеренно потребляющих алкоголь, в 3–4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55–57 лет.
Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внимания, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев.
Педагоги российских школ обеспокоены ситуацией, связанной с увеличением неблагополучных и неполных семей. Иногда причиной неблагополучия в семье, разрыва семейных отношений становится алкоголь. Социальный паспорт школы показал, что из 130 обучающихся – 92 ребенка из 56 малообеспеченных семей, 32 ребенка из неполной семьи, 19 учащихся – из многодетных семей, 1 ребенок - инвалид, 3 школьника состоят на внутришкольном учете, 1 ученик на учете в КДН.
Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение и употребление алкоголя, наркотиков в среде молодёжи всё более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от алкоголя, курения, наркотика, но научить их сознательно отказываться от этого можно и нужно. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становиться особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.
Необходим комплексный подход по отношению к детям, в целях предупреждения никотиновой, наркотической, алкогольной зависимости, искоренения сквернословия. Только совместная работа классных руководителей, социальных педагогов, психологов, медицинских работников, родителей может дать реальные результаты.
Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.
Цели программы:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
Развивать первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать правильный обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение.
Задачи программы:
1. Выработка активной жизненной позиции.
2. Организация творческого и здорового досуга школьников.
3. Работа над развитием этических норм поведения детей.
4. Формирования психологического климата в социальном окружении ребенка.
5. Оказание помощи детям «группы риска».
6. Проведение активной работы с родителями.
7.Развитие навыков поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни ведущих к здоровью и препятствующих употреблению ПАВ.
Программа разработана в соответствии с:
1.Конвенцией ООН о Правах Ребенка;
2.Конституцией Российской Федерации;
3. Законом Российской Федерации «Об образовании».
Профилактическая программа охватывает:
1.Учащиеся 1 – 11 классов;
2.Классные руководители;
3.Учителя – предметники (ОБЖ, биология, физкультура, и др.);
4.Родители.
Направления работы по программе:
1.Общегигиеническая работа.
- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
- обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы; использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
- организация рациональной системы питания учащихся;
- обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
- разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся.
2. Физкультурно-оздоровительная работа.
- организация работы спортивных кружков и секций школы;
- физкультминутки, зарядка для глаз;
- проведение дней здоровья;
- проведение спортивно-массовых мероприятий.
3. Культурно-просветительская, профилактическая работа.
- организация родительского всеобуча;
- занятия, лектории, викторины, совместные мероприятия для учащихся по здоровому образу жизни;
- разработка тематики классных часов по пропаганде здорового образа жизни.
4. Инструктивно-методическая работа.
- организация совещаний, методических объединений для педагогов школы;
- проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.
Мероприятия в рамках программы:
- проведение профилактических бесед;
- просмотр фильмов по теме с последующим обсуждением;
- проведение семинаров для классных руководителей;
- проведение тематических родительских собраний;
- проведение дней здоровья.
Акции в рамках программы:
- День борьбы со СПИДом;
- День отказа от курения;
- День правовой помощи;
- День здоровья «Мы – против наркотиков!», «На зарядку становись!», «Мы выбираем спорт и здоровье».
Методы работы в рамках программы по профилактике вредных привычек
Словесные методы |
Практические методы |
Наглядные методы |
Лекции |
Тестирование |
Просмотр кинофильмов |
Беседы |
Социальный опрос |
Встречи с интересными людьми |
Семейное консультирование |
Педагогические консилиумы |
Конкурсы рисунков, выпуск стенгазет (по данной теме) |
|
Семинары-практикумы |
Участие в акциях |
|
Дни здоровья |
|
Организация деятельности по пропаганде здорового образа жизни.
Дата проведения |
Участники |
Содержание работы |
Ответственный |
Оформление стендов, бюллетеней |
|||
Октябрь Ноябрь Декабрь В течение года |
1 – 11 кл. |
1. «Как справляться с трудностями?» |
Классные руководители Учитель рисования |
Лекционно-практические занятия |
|||
Октябрь |
9 – 11 кл. 5 – 9 кл. 2 – 4 кл. 9 – 11 кл. |
1. «Женщины, девушки и ВИЧ/СПИД» |
Классные руководители, Учителя начальных классов |
Ноябрь |
9 – 11 кл. |
Анализ проблемы наркомании на региональном уровне |
Зам.директора по ВР |
1 ноября – 2 декабря |
7 – 11- кл. |
Месячник «Жизнь без СПИДа» (участие во всемирной кампании против СПИДа) |
Зам.директора по ВР, |
18 ноября |
5 –11 кл. |
Общешкольная акция «Брось сигарету!» к Международному дню отказа от курения |
Выступления по классам |
Октябрь |
1 – 11 кл. |
Акция «Школьники за здоровый образ жизни» |
Замдиректора по ВР, классные руководители |
Анкетирование, диагностирование, индивидуальная работа |
|||
Октябрь |
1 – 11 кл. |
Диагностика обучающихся (изучение проблемы в эмоциональной сфере, склонностей к вредным привычкам, выявление среди обучающихся «группы риска») |
Классные руководители |
Январь |
1 – 4 кл. |
Профилактическое занятие по программе «Полезные привычки» |
Учителя начальных классов |
Декабрь |
9 – 11 кл. |
Анкетирование «Я против того, чтобы мои друзья принимали наркотики» |
Зам.директора по ВР, Классные руководители |
В течение года |
1 – 11 кл. |
Индивидуальное, групповое, семейное консультирование (дети, родители, педагоги) |
Администрация школы |
Совещания, психолого-педагогические консилиумы |
|||
Октябрь |
|
Совещание при зам.директоре по ВР: 1. Занятость обучающихся школы внеурочной деятельностью и кружковой работой. |
Замдиректора по ВР |
Декабрь |
|
Совещание при директоре по результатам адаптации первоклассников, пятиклассников и десятиклассников |
Зам.директора по УВР |
Февраль |
|
МО классных руководителей по работе с «трудными» подростками |
Зам.директора по ВР |
Экскурсии, спортивная работа |
|||
Сентябрь, апрель |
1 – 11 кл. |
День здоровья и спорта |
Учитель физкультуры, учитель ОБЖ |
В течение года |
5 – 11 кл. |
Участие в школьных, районных спартакиадах по разным видам спорта |
Учитель физкультуры |
«Папа, мама, я – спортивная семья» |
Учитель физкультуры |
||
Родительские собрания |
|||
Октябрь |
|
«Проблемы детей – наши общие проблемы, нам их решать совместно» |
Директор школы |
Декабрь |
|
«Предупредить – значит спасти» |
Зам.директора по ВР |
Март |
«Детский суицид» |
Классные руководители |
|
Каждую четверть |
|
Заседания «Совета профилактики» |
Замдиректора по ВР, психолог, соц. педагог |
Апрель |
1–11 кл. |
Профилактика вредных привычек у ребенка |
Классные руководители |
Другие формы работы |
|||
В течение года |
|
Просмотр видеофильмов по профилактике вредных привычек: «Дымок сигареты», «У последней черты», «На острие иглы» и т.д. |
Классные руководители |
В течение года |
|
Рейды в неблагополучные семьи и семьи «трудных подростков |
Кл. руководители, инспектор КДН, администрации сп |
В течение года |
5–7-е кл., |
Игра «Спорные утверждения» |
Классные руководители |
Примерная тематика классных часов и бесед по пропаганде здорового образа жизни |
|||
В течение года |
1 – 2 класс |
Чистые руки – чистое тело смело берись за любое дело |
Классный руководитель |
Режим дня |
|||
Подвижные игры во время перемен |
|||
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься |
|||
Укусы насекомых |
|||
В течение года |
3 – 4 класс |
Что, значит, быть здоровым человеком |
Классный руководитель |
Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен |
|||
Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы. |
|||
Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха |
|||
Питание – основа жизни |
|||
В течение года |
5 класс |
Шалости и травмы |
Классный руководитель |
Режим дня школьника |
|||
Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен. |
|||
Сам себе я помогу и здоровье сберегу |
|||
Как защититься от простуды и гриппа |
|||
В течение года |
6 класс |
О вреде табачного дыма |
Классный руководитель |
Правильное питание – залог здоровья |
|||
Безопасность поведения в школе |
|||
Вредные привычки |
|||
Поведение в экстремальной ситуации |
|||
В течение года |
7 класс |
Предупреждение заболеваний |
Классный руководитель |
Гигиена тела |
|||
Личная безопасность поведение в экстремальной ситуации |
|||
Здоровый образ жизни |
|||
Как сохранить здоровье |
|||
В течение года |
8 – 9 класс |
Как не стать наркоманом |
Классный руководитель |
Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях |
|||
Инфекционные заболевания и иммунитет подростка |
|||
Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь |
|||
Бытовой и уличный травматизм |
|||
В течение года |
10 – 11 класс |
Выход есть: живи без вредных привычек |
Классный руководитель |
Гигиена тела – основа здорового образа жизни |
|||
Поведение в экстремальных ситуациях |
|||
Нравственное здоровье |
|||
Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека |
Планируемые результаты
1. Готовность ведения здорового образа жизни.
2. Занятость детей во внеурочное время (кружки, секции и т. д.).
3. Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья школьников.
4. Наличие навыков противодействия наркомании, решение жизненных проблем, поиск, восприятие и оказание социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях себе и другим, принятие ответственности за собственное поведение, эффективность открытого общения.
5.Создание методической копилки по проблеме ЗОЖ.